Конспект НОД
по составлению описательных рассказов
с использованием модельных схем в старшей группе
«Ателье мод» (рассказывание об одежде)
Цель:
1. Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему Т.А.Ткаченко
2. Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская,, женская, детская).
3. Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).
4. Закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея).
Предварительная работа:
1. Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему Т.А.Ткаченко.
2. Экскурсия в швейное ателье.
3. Рассматривание фотоиллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду».
4. Дидактические игры: «Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для мамы и папы», « Подбери ткань к одежде», «Какой, какая, какое», «Назови детали одежды».
5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье».
6. Изо -деятельность: аппликация «Украшение фартука», рисование «Украсим юбку для барыни» (дымковская роспись), рисование «Одежда для куклы».
Материалы к занятию:
1. Схема Т.А.Ткаченко для составления описательного рассказа об одежде;
2. Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках;
3. Картинки с разными сезонами и картинки одежды к игре «Разложи одежду по сезону»;
4. Образцы тканей разной структуры для игры «Подбери ткань к одежде».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте вот такую считалочку:
(читает считалку)
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Вам знакома эта считалочка? Да, она очень давняя, и придумана, наверное, в те времена, когда были цари и короли, и сидели они вместе на златом крыльце, и вели беседу. Но слышите, рядом с ними сидят и сапожник и портной. Король, королевич и портной сидят рядом! Еще бы, портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, шьют нам красивые платья, рубашки, сарафаны, пальто, куртки.
В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? (нужен). Актеру – костюм? Клоуну – смешной наряд? Военному – форму? Маме – фартук, бабушке – халат? (нужен). Вот и получается, что портной одна из самых нужных профессий на Земле.
А вы знаете, где сегодня работают портные? (Портные работают в ателье или на швейной фабрике).
Правильно, если портной работает в ателье, то входит в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности, а если работает на швейной фабрике, то здесь уже большой коллектив швейников, и у каждого своя работа. Вы уже знаете названия профессий людей, которые изготавливают одежду, назовите мне.
Дети: Модельер – придумывает модели одежды, художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик – разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга.
Воспитатель: Молодцы, знаете швейные профессии. Вот я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол: мы с вами будем большой бригадой, и постараемся для наших куколок придумать и подобрать красивую одежду к Новому году.
А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т.е. по времени года. Здесь нам помогут наши модельеры.
Проводит игру «Разложи одежду по сезону». Выставляются четыре картинки с разными сезонами: зима, весна, лето, осень. Детям предлагаются разложенные картинки одежды правильно распределить по сезонности, назвать одежду и для кого она предназначена («Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т.д.)
Воспитатель: Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям.
Проводит игру «Подбери ткань к одежде». Дети - «художники по тканям» берут силуэты разной одежды и из разложенных образцов ткани подбирают к силуэтам материал. Потом объясняют, почему они выбрали именно эту ткань (Например, эта ткань – ситец. Из нее я бы сшил ситцевое платье или летнюю ситцевую блузку. Эта ткань – шерсть. Из нее хорошо сшить шерстяные брюки для мальчика или шерстяную юбку для девочки. Эта ткань – вельвет. Из нее хорошо сшить вельветовую куртку. И т.д.)
Воспитатель: Очень хорошо. Ткань мы умеем выбирать, название предметов одежды мы знаем, но чтобы швея красиво и аккуратно сшила одежду, закройщик должен правильно снять мерки, т.е. измерить длину, ширину будущей одежды, длину рукава или брюк, а то получится как в стихотворении С.Михалкова.
Выходит ребенок, читает стихотворение:
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
-Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел. Пришел медведь,
А штаны нельзя надеть.
Воспитатель: А почему так произошло?
Дети: Заяц не снял мерки с медвежонка, и штаны оказались малы.
Воспитатель: А пока одежда наша сдана в пошивочный цех, у нас перерыв перед показом моделей и я предлагаю вам физкультминутку.
Дети становятся по группе врассыпную. Проводится физкультминутка (можно 2 раза.)
Мамам дружно помогаем: Ходьба на месте
Сами в тазике стираем Наклон, имитируем полоскание
И рубашки, и носочки Выпрямились, загибаем пальцы на руке
Для сыночка и для дочки Повороты вправо-влево
Через двор растянем ловко Потягивания – руки в стороны
Для одежды три веревки То же
Светит солнышко-ромашка, Потягивания – руки вверх, ладонь раскрыть
Скоро высохнут рубашки. Покачивание, руки наверху
Воспитатель:(выносит кукольную одежду на вешалках): Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам, о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой рассказ.
Итак, первое окошко – называете цвет одежды;
второе окошко – из какой ткани она сшита;
третье окошко - надо назвать детали одежды;
четвертое окошко - надо рассказать, для какого времени года предназначена эта одежда;
пятое окошко - вы расскажете для кого эта одежда: для мальчика или девочки;
шестое окошко – надо рассказать, как за этой одеждой ухаживать.
Показ моделей одежды начинается, кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон?
Дети выходят по очереди, вывешивают на первый план понравившийся наряд и составляют описательный рассказ об одежде, опираясь на схему, воспитатель помогает.( Все рассказы начинаются с названия предмета одежды: « Это платье для куклы Даши», «Это костюм для куклы Ромы». И далее – по схеме.).
Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде.
Воспитатель: Очень хорошо вы рассказали об одежде. Я думаю, что куклы остались довольны и на праздник у них будет новый наряд. А у меня для вас есть игра «Четвертый лишний» об одежде. Вы слушайте внимательно, и слово, которое не относится к одежде, называйте:
Рубашка, пиджак, тапочки, платье
Костюм, шуба, шарф, сапоги
Сарафан, юбка, брюки, шляпа
Свитер, куртка, туфли, шорты.
И напоследок загадки об инструментах портного (желательно отгадки-картинки):
На пальце одном
Ведерко вверх дном.(наперсток)
Я – одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну.(иголка с ниткой)
По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым!
Для белья надежный друг
Электрический ….. (утюг)
Два кольца, два конца,
А посредине гвоздик. (ножницы)
Спасибо, ребята. Наше ателье закрывается, до новых встреч. Наше занятие окончено.