КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
"РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ"
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.
Мнемотехникав переводе с греческого —искусство запоминания, технология развития памяти.Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея:на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды.
Мнемотехникой и кинезиологией(наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи ;их можно использовать для пополнения и активизации словарного запаса , развития связной речи .Эффективно использовать при обучении пересказу и составлению рассказов ,при заучивании наизусть стихотворений,при описании предметов и явлений.
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1.Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2.Преобразование образов в символы.
3.Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4.Развитие мелкой моторики.
Примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы.
Рассказывание русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений .
Разучивание стихотворения "Космонавт"
Опорные схемы для составления описательного рассказа.
Вопросы для детей.
1 .Как называется эта игрушка?
2 Какого на цвета?
3.Кокой она формы?
4.Какая она по величине?
4.Из каких частей она состоит?
5.На что похожа эта игрушка?
6 Как с нею можно играть ?
Рекомендуемая литература.
1. Т.В.Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».
2. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm .
3. Омельченко Л. В. "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи"
4.Т.А.Ткаченкохемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов"
Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»